Логотип Нейродрама

Блог

Формализм в современном кинематографе

Формализм (философия) — направление в эстетике, искусстве, литературе и др. науках, сторонники которого видят сущность вещей в форме, переоценивают роль формы и за формой забывают содержание или пренебрегают им; они подчеркивают понятийно-рациональную сторону в противоположность конкретно-созерцательной, иррациональной.

Когда-то за формализм отлучили от кино самого Эйзенштейна. Тогда не было понятия «авторское кино», государство не давало денег на разные творческие эксперименты, и художественный поиск гения мирового кинематографа чиновники от искусства определили как вредный, теоретичный, не соответствующий понятию «кино для миллионов».

Коллеги так «клевали» Эйзенштейна, что само Политбюро за него вступилось. Режиссер попросил дать ему шанс, Партия определила Тему — «Патриотизм», и мир увидел «Александра Невского», который стал классикой мирового кинематографа.

В наше время победило «кино для миллионов», а формализм перестал быть признаком поисков в искусстве, а превратился показатель массового кино. Его признаки — жанр, актеры-звезды, заезженные парадигмы сюжетов. Кинематограф давно работает по принципу «фастфуда».



Вам когда-нибудь приходило в голову спросить: «Кто повар в Макдональдс»? Думаю, нет. Вы знаете, что там нет повара — там есть ТЕХНОЛОГИЯ приготовления полуфабрикатов. Поэтому, давно заметив это сходство, зрители стали именовать массовое кино фастфудом. Но ведь в Макдональдсе всегда полно народу. Людям нравится простота, вкус и скорость обслуживания.

Я не говорю, что это плохо. Я говорю, что есть те, кто это ЛЮБИТ. 

Самому готовить лень, в кафе долго, в ресторане дорого. А это ведь питание, значит, здоровье. Что же тогда говорить про кино или сериалы? Зачем нужны «смыслы» (читай — вкусы), если достаточно «белков, жиров и углеводов» и простой термической обработки.

Вот в выходной можно сходить в ресторан или кино. Поэтому кинопрокат превратился в индустрию развлечения с 3D и попкорном, а телевизор в унылый буфет с «вчерашними бутербродами». Все везде работает одинаково. Любители кинематографического «фуа-гра» сидят на фестивалях, любители фастфуда у телевизоров. В такое время живем. Это надо принять и перестать возмущаться по этому поводу. Никто не преследует бедных художников за формализм, да и художники давно не бедные.

Источник: Андрей Вечер
Вернуться к списку

Рассылка

Новости