Логотип Нейродрама

Блог

Как написать киносценарий

Сценарий  — это форма организации Истории. Для режиссера История важнее, чем сценарий. Часто режиссер, меняя сценарий, пытается усилить Историю, структурировать ее «по-своему» усмотрению, переставляя драматургические акценты. Это неверно!

Сценарий  — это форма организации Истории. Для режиссера История важнее, чем сценарий. Часто режиссер, меняя сценарий, пытается усилить Историю, структурировать ее «по-своему» усмотрению, переставляя драматургические акценты. Это неверно!

Представьте себе дирижера, который начнет переписывать симфонии? В музыке  — это очевидный нонсенс, а в драматургии почему-то норма. Продюсер «выкупил» права, оставил фамилию автора в титрах и изменил все по своему вкусу.  Так сейчас происходит, но правильно ли это?

Если режиссер сильный, то он работает с автором, понимая, что режиссерская территория  — это стиль, прочтение пьесы. В театре уважение к автору сохранилось, в музыке оно незыблемо, а киносценарий — это результат коллективной работы: сценариста, редактора, продюсера и режиссера.

Сценаристов много, а драматурги — исчезающий вид, так как индустрия делает заказ на то, что модно (форматно), а не на то, что значимо. Сценаристы осваивают ремесло, пишут большие объемы текстов, работают на ТВ «поток». Это напоминает подготовку летчиков в первые годы войны  — «взлет  — посадка». Индустрия «давит» массой, но не качеством.

Сценаристу задают тему или готовую историю (идею), он должен ее организовать в сценарий. Но если история его не трогает, не находит отклика в его душе, то сценарист, как ремесленник, работает «на заказ». Он делает все правильно, организует с точки зрения структуры и драматургии, но История остается «мертвой». Сценарист, в этом случае,  выступает в роли гримера в морге  — пытается придать трупу вид живого человека.

Для настоящей драматургии необходимо время, которого индустрия не дает. Прошел сериал успешно, собрал «долю»  — срочно делается продолжение. Выдумывается, высасывается из пальца  — лишь бы успеть, пока зритель не забыл героев, продать еще немного рекламы. Но это проблемы сценаристов и их личного выбора (деньги или творчество).

История  — это фабула. Сюжет  — это способ разворачивания фабулы. С начала вы рассказываете или с конца  — не важно. Это нужно для усиления смыслового эффекта. Структура всех сценариев одинакова: начало, развитие и конец. Аристотель вычислил это тысячелетие назад и ничего по этой части не поменялось.

Кинодраматургия — вещь простая и жесткая: Герой, Антигерой, Цель героя и Угроза. Все остальное ЛИТЕРАТУРА. Сюжет определил автор сценария, мне как режиссеру необходимо   выделить Парадигму Истории. Найти ключевые и поворотные точки и придать им наибольшую изобразительную выразительность. 

Остальное ТЕХНОЛОГИЯ.

Источник: Лекции
Вернуться к списку

Рассылка

Новости